Меню Закрыть

Создание Пасхальных открыток по мотивам Русского народного промысла «Гжель». Учебный процесс.

Создание Пасхальных открыток по мотивам Русского народного промысла "Гжель". Учебный процесс.
Создание пасхальных открыток

 Пасха в России, как и в других странах, – праздник праздников, торжество торжеств. Но сегодня мир стремительно меняется, и самое главное, то, что остается неизменным, уходит на второй план. Редко сегодня молодежь, особенно в мегаполисах, понимает значение праздника Пасхи, ходит на исповедь и искренне поддерживает вековые традиции. А ведь Пасха – главный православный праздник, несущий свет и радость целым народам, в семьи и душу каждого верующего.

Гжельский рисунок – это невероятное и уникальное народное искусство росписи.
История происхождения народного промысла Гжель

Первоначально “Гжелью” называлась местность на юго-востоке Московской области, богатая глиной. Жители этих сел были прекрасными мастерами гончарного дела, поэтому со временем народное творчество, вышедшее из этого региона, получило название в честь этого местечка. О таких рисунках (гжельских майоликовых) упоминается еще в древних документах великого князя Ивана Даниловича Калиты. В те времена гжельские рисунки были цветными. Гжельцы расписывали предметы домашнего обихода: тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины, игрушки и т.д. В XIV веке гжельская местность стала центром керамического производства Руси. С появлением новых технологий, в XVIII веке был основан выпуск фарфоровых изделий и так называемого “полуфаянса”, который расписывали мастера синей краской,

ставшей впоследствии символом гжельских изделий (изначально в росписи фарфоровых изделий преобладали золотистые тона). В конце XIX –начале XX вв. промышленный кризис в России негативно сказался на гжельском творчестве, но в середине прошлого века было восстановлено это направление. Период восстановления ознаменовался разработкой нового дизайна – синяя роспись на белом фоне. Основу краски для гжельского рисунка составил высокотемпературный кобальт. В этот период зародилось объединение «Гжель», собравшее лучших мастеров искусства. В конце 80-х годов лучшим художникам этого направления была присуждена Государственная премия имени Репина. На сегодняшний день Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Данный регион является одним из крупнейших гончарных центров всей России.

                                                                        Тематика гжельского рисунка

Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир. Они могли объединять в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от архитектуры и иконописи, а так же плоды собственной фантазии. Чаще других изображений встречаются архитектурные пейзажи и мотивы природы: птицы, растения и животные.

На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:

  • растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);
  • орнаментальная. В первую очередь — это «шашечки» (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки — «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
  • cюжеты (природа и времена года ).

Изделие без росписи именуются «белье», а синяя роспись по белому — «крытье».
                                         Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности :

  • наносится только вручную;
  • использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали «пятицветкой» – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Гжельский рисунок считается подглазурный ( вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).

Главный секрет гжельского рисунка — нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название «азбука мазков».

Создание Пасхальных открыток по мотивам Русского народного промысла "Гжель". Учебный процесс.
Пасхальная открытка на тему «Гжель»

Создание Пасхальных открыток по мотивам Русского народного промысла "Гжель". Учебный процесс.
Создание пасхальных открыток

Создание Пасхальных открыток по мотивам Русского народного промысла "Гжель". Учебный процесс.
Создание пасхальных открыток