1. Дети копируют взрослых Следите за собой.
Постарайтесь настроиться сами на позитив по отношению к ребёнку вне зависимости от результата, которого он добьется.
2. Старайтесь как можно чаще улыбаться ему. Но не скрывайте, что иногда и сами волнуетесь. Пусть чувствует вашу поддержку, понимая, что вам это тоже стоит усилий и он не одинок в своих переживаниях.
Не обесценивайте переживания ребёнка до концерта и после выступления – неважно, хорошо ли оно прошло или плохо. Самое неправильное – начать говорить что-то вроде «Не волнуйся» или «Ничего страшного».
3. Представьте себя на месте ребёнка, перед кучей зрителей.
И тут снова нужна ваша поддержка: «Да, я согласен, это страшно, волнительно и т.д., но ты много работал, и я буду рад твоим успехам. И да, неудачам тоже, ведь они — стимул добиться большего, понять, где твоё слабое место, и исправить ошибки». В данном случае ребёнок почувствует уверенность, поддержку и то, что с ним разделяют его чувства и переживания.
4. Постарайтесь, настраивая ребёнка на концерт, не хвалить заранее, авансом.
Это усилит стресс, так как лишает психику подвижности, вариантов. То есть ребёнка уже наградили и значит, вариант рассматривают только один: быть лучшим, оправдать надежды. Но так не всегда удаётся. Это тяжёлая ответственность.
5. Оценивайте поступки, выступление, а не самого ребёнка и не его личность.
Это даёт шанс на исправление, так как поступки можно менять, а личность нет.
6. Избегайте установок.
Негативные высказывания-установки, такие как: «Ты лентяй и ничего не добьёшься» – могут сильно навредить не только перед выступлением, но и в будущем.
7. Не сравнивайте детей.
Каждый талантлив по-своему. Сравнивайте ребёнка только с ним самим.
8. Избегайте оценочной похвалы или осуждения.
Если часто и без меры говорить ребёнку: «Молодец!», то, в конечном счете, он станет, зависим от мнения окружающих и в этом уязвим.